понедельник, 2 февраля 2009 г.

Балтийский СПГ

Балтийский СПГ — отменённый проект завода по сжижению газа в Ленинградской области, проектировавшийся Газпромом. Завод был частью плана мероприятий по освоению рынка сжиженного природного газа Атлантического бассейна, выход который запланирован в 2012 году.

Для реализации проекта была создана компания «Балтийский сжиженный газ»:
* 80 % — «Газпром Германия»
* 20 % — «Совкомфлот»

Стоимость проекта оценивалась в $3,7 млрд. Мощность завода в зависимости от количества очередей (одна или две) 5 или 7,2 млн т СПГ в год.

Реализация проекта «Балтийский СПГ» в начале 2008 года была признана нецелесообразным. По мнению правления «Газпрома»:
Проведённый всесторонний детальный анализ проекта показал, что строительство газопровода «Северный поток» и освоение Штокмановского месторождения, в рамках которого также планируется производство СПГ, — более конкурентоспособные проекты…

Планировавшаяся мощность Балтийского СПГ примерно составляет 15-21% от проектной мощности газопровода Ямал — Европа и 4-6% поставок природного газа в 2008-2009 годах через ГТС Украины.

Цифры действительно не впечатляют - оно и понятно - российские порты на Балтике мелководные и требуют дорогостоящих дноуглубительных работ и это при условии что в последние годы на эти порты были переведены значительные объёмы. К тому же для экспорта в Атлантику необходимо преодолеть Датские проливы. Но если попытаться оценить срок окупаемости завода - становится понятно почему Газпром отказался от этой возможности уменьшить зависимость от Украины без особого сожаления.

У Газпрома есть три проекта со свободным выходом в открытый океан. В 2008 году начались поставки СПГ с проекта Сахалин-2, планируется строительство завода на Ямале и на Кольском полуострове.

Кроме общих достоинств: большой мощности и близости к месторождениям у каждого проекта есть свои достоинства и недостатки.

Сахалин-2 - Охотское море в районе проекта хоть и покрыто льдом 6 месяцев в году, но проложенные по Сахалину 800 км трубопроводы позволяют экспортировать газ крупный год.
А очень малое расстояние до одного из крупнейшего потребителя СПГ является хорошим преимуществом. После того, как Газпром вошёл в проект, получив более 50% - построенный газопровод через весь остров открывает для него новые возможности для разменных поставок, да и завод в случае чего без газа не останется.

Завод на Ямале будет ограничен мелководьем северных морей и иметь чётко выраженный сезонный характер работы, но отсутствие необходимости модернизации тысяч километров газопроводов проходящих в Сибири, а также убеждения Финляндии, Швеции, Эстонии, Литвы, Латвии, Польши, Украины и Турции в том что Евросоюзу нужны новые газопроводы с лихвой покрывают этот недостаток. А уж с подземными хранилищами газа на Ямале проблем не будет.

Гольфстрим - важный помощник в освоении Штокмановского месторождения. Незамерзающий порт, расстояние до нескольких крупнейших потребителей - в пределах нормы. Альтернатива строительству СПГ - это только резкое увеличение мощности ещё не построенных газопроводов.

Перспективы радужные, но сожаление вызывает отсутствие четкого желания обеспечить Калининградскую область хотя бы на 10-30% относительно независимыми поставками природного газа. Да, запланировано строительство Калининградской АЭС, но в ближайшие годы дешевле строить терминалы по приёму СПГ, чем синтезировать метан «из воздуха» используя атомную энергию. Всё-таки, остаётся надежда, что независимые поставки будут обеспечены (возможно это будет «третья нитка» Северного потока) иначе это скажется на инвестиционной привлекательности Калининградской области.

Комментариев нет:

Отправить комментарий